По сути, разделы брифа деляться на две категории: информация о бизнесе (например, продуктах и услугах, целевой аудитории, конкурентах) и детали
SEO (сроки, цели, бюджет, приоритетные направления и тому подобное). В документе есть обязательные пункты, а есть дополнительные. Вот примерные разделы, из которых можно составить документ:
1. Ссылки на сайты заказчика и контактное лицоПредоставьте подрядчику ссылки на ваши интернет-ресурсы и напишите, с кем можно связываться по любым вопросам: брифом будет пользоваться не только менеджер продаж, но и команда, и руководители, которые участвуют в подготовке коммерческого предложения.
2. О компанииКратко опишите вашу компанию. Главное здесь — базовая информация: тип компании (например, интернет-магазин или сеть медицинских клиник), ниша (например, недвижимость, ретейл), краткое описание деятельности. Также можно рассказать об истории, миссии, основных ценностях. Понимание бренда поможет выстроить продвижение, соответствующее его характеру, и правильнее позиционировать ваш сайт.
3. География работыУкажите, в каких регионах, населенных пунктах и даже районах работает ваша компания. Это важно. Например, если это федеральная сеть медицинских центров, акцент будет на города, а если одиночная клиника — на станцию метро или название улиц. Если продвижение нужно только в некоторых регионах, городах или районах, обязательно отметьте это в брифе.
4. Цели и KPI (ключевые показатели эффективности)Чтобы выстроить стратегию продвижения, надо чётко прописать, к чему вы стремитесь и какие результаты хотите получить. Укажите конкретные цифры — например, увеличение органического трафика на 20% за 6 месяцев или желаемое число лидов.
Гик-совет: При постановке целей мы рекомендуем привязываться к конверсии. Например, можно формулировать ожидания так: получить такой-то трафик при конверсии в лид не ниже 1%.
5. Период продвиженияЭто ключевой параметр, который определяет масштаб и интенсивность работы SEO-специалистов. На этапе брифа эта информация позволяет агентству: планировать ресурсы, разрабатывать реалистичную стратегию (продвижение на 3 месяца и на год требует разных подходов), формировать прогнозы и оптимизировать бюджет (например, при ограниченном времени агентство может предложить более интенсивные методы).
6. История продвиженияРасскажите, заказывали ли вы прежде SEO, кто был исполнителем, какие результаты получили, насколько они вас удовлетворили, какие недостатки были в рабочих процессах и коммуникациях. На ошибках учатся, и, зная историю продвижения сайта, можно разработать более эффективную стратегию и избежать повторения негативных сценариев.
7. ПриоритетыУкажите, на какие товары или услуги нужно сделать акцент в ходе SEO-продвижения.
☝️ Если вы не установите приоритеты, SEO-специалисты просто выберут те запросы, по которым сайт легче продвинуть. И не факт, что это будет именно то, что принесет вашему бизнесу деньги.
8. Ключевые словаУкажите примеры ключевых слов и фраз, которые лучше всего отражают ваши услуги или продукты. Можно предложить несколько вариантов ключевых слов в зависимости от их важности. Это поможет сеошникам лучше понять задачу прямо из брифа и избежать ситуации, когда клиент хочет продвигать что-то одно, а исполнитель предложит работать над чем-то другим на свое усмотрение. Другими словами, это нужно, чтобы лишний раз синхронизировать команды заказчика и агентства. А полное семантическое ядро SEO-специалисты будут собирать уже после начала работ.
9. БюджетБюджет определяет объем работ и помогает выбрать оптимальные методы и темп продвижения. Укажите, какую сумму вы готовы выделить на SEO ежемесячно, включает ли она только расходы на продвижение или учитывает возможные затраты на оплату работы копирайтеров и программистов.
Если есть возможность, уточните расходы на другие виды продвижения, например, на контекстную рекламу. Это поможет сеошникам понять, какой трафик и в каком объеме поступает на сайт. Такие данные помогают при формировании прогнозов.
10. Доступы к системам аналитикиДоступы к Google Analytics, Яндекс.Метрике и другим подобным системам нужны для того, чтобы специалисты могли увидеть текущую ситуацию, точнее оценить объем работы и подготовить реалистичный прогноз. Конечно, сеошники могут получить какие-то данные через системы, которые собирают информацию из открытых источников, но они будут намного менее точными, что скажется на реалистичности прогноза. Если вы не готовы давать доступы, можно хотя бы прислать выгрузки с нужными цифрами.
11. Планы по изменениям на сайтеКрупные изменения — например, в части структуры или дизайна сайта — могут существенно повлиять на SEO, поэтому важно заранее внести коррективы в стратегию. Сообщите, планируете ли вы корректировки и что именно хотите обновить.
12. Дополнительная информацияУкажите любую информацию, которая может быть полезна для специалистов: особенности вашей работы, планы на будущее или уникальные предложения для клиентов, которые пока в разработке. Кто знает, может, данные, которые кажутся вам неважными, помогут исполнителю выстроить более эффективную стратегию.